Благотворительное католическое общество «Каритас» - крупнейшая католическая организация в мире, которая помогает людям в нужде. В нашей стране она существует уже 25 лет. О том, чем живет организация сегодня, рассказывает директор Национального «Каритас» о. Виталий Добролович.

 

- Отец Виталий, Вы являетесь директором Национального «Каритас» только год. Можете подвести уже результаты за этот год?

- Я не могу сказать о каких-то достижениях за прошедший год, так как обычно планирую что-то на перспективу. Ко всему - я не стараюсь сделать быструю акцию, где можно показать большую деятельность, так как не это самое важное. Я только несколько месяцев в Национальном «Каритас», так как долгое время исполнял обязанности директора «Каритас» Гродненской епархии. Поэтому то, что за этот год сделано, сделано на фундаменте работы предыдущего директора. Считаю, что было бы неправильным делать революцию, нужно продолжать то, что есть. Мое задание - дальше организовывать еще более активную работу самих сотрудников, а также расширять деятельность образовательных проектов.

После недавней Международной встречи сотрудников и партнеров «Каритас» активнее начался обмен информацией с «Каритас Европа». Теперь у нас есть свой делегат в этой организации, а раньше его не было.

- Насколько удалось реализовать образовательную программу для сотрудников «Каритас», планируемую организацией в 2011 году?

- Я не могу говорить о практической деятельности, но знаю, что сотрудники «Каритас» Гродненской епархии принимали активное участие в образовательных встречах на уровне Национального «Каритас». Таких встреч было очень много. Эта программа была направлена не столько на образование сотрудников, сколько на развитие волонтерства в нашей стране. Проходили встречи и с представителями «Каритас» из других стран, семинары в Австрии и Германии, которые помогают расширить понимание своей деятельности и конкретно деятельности в делах «Каритас».

- На каком уровне сейчас находится работа с волонтерами «Каритас»?

- В каждой епархии есть свое постоянное движение волонтерства, организовываются встречи координаторов, которые постоянно этим занимаются, а также два раза в год проводятся образовательные встречи для тех, кто хочет действительно участвовать в епархиальных проектах «Каритас». Говорить о школе волонтерства как институте мы не можем, но нам удалось наладить постоянную волонтерскую работу. Мы мечтаем о том, чтобы когда-то было что-то похожее на институт волонтерства, но, с другой стороны, не нужно «изобретать велосипед», если уже на уровне Конференции Католических Епископов Беларуси взята такая инициатива: речь идет об официально открытой Католической Академии, где будут решаться все дела.

- А как на данный момент организована работа приходских «Каритас»?

- Я думаю, вы прекрасно понимаете, что недостаточно инициативы сверху. Инициатива должна исходить также и от настоятеля. Знаю приходы, которые  не имеют никакой поддержки из-за границы или епархиального «Каритас», но организовывают свои акции на Рождество, на Пасху, где собираются определенные средства, чтобы помочь беднейшим в своем приходе. Это еще раз подтверждает тот факт, что это делать можно в каждом приходе, только нужно, чтобы захотел священник, а люди действительно имеют большие сердца для благотворительности. Поэтому там, где есть желание настоятеля, эта инициатива прекрасно действует.

- Как сотрудничает «Каритас» с территориальными социальными центрами?

- Каждый епархиальный «Каритас» сотрудничает с социальными центрами, но это сотрудничество очень хаотичное. Контакт есть, но мы не имеем таких финансовых возможностей, чтобы это было постоянным и неизменным. Такие центры - государственные организации. Они имеют постоянный бюджет, и если даже входят в какое-то сотрудничество, то необходим двусторонний вклад, что сегодня просто невозможно.

«Каритас» участвует в отдельных акциях. Социальный центр дает своих сотрудников, которые имеют информацию о тех, кто живет в нужде, но социальные центры также ограничены определенными правилами. Есть люди, которым действительно нужна помощь, но, по закону, они не могут ее получить, и тогда, чтобы помочь таким людям, уже присоединяется «Каритас».

- Насколько я знаю, «Каритас» многое сделал для беженцев. Продолжается эта работа сейчас?

- Это проект под названием «Зимняя помощь», который продолжается уже пятый год. Открывая его, мы не думали об Украине. Этот проект был спланирован для людей, живущих в деревнях, для старших людей, которые действительно не имеют опеки своих детей.

Первоначальным заданием этой акции была организация для них отопления - заготовки дров, доставки угля, ремонта печей или электричества, а после событий в Украине мы решили включить украинских беженцев в этот проект, чтобы помочь им также. В его организации была двусторонняя заинтересованность - и с нашей стороны, и со стороны наших западных жертвователей. Конечно, мы не имели возможности покупать беженцам квартиры или оплатить жилье, но могли помочь пищей и обеспечить одеждой. Фактически, каждый, кто приходит, получает помощь.

- Вы реализовывали много проектов. Меня заинтересовал проект «Кухня на колесах». Расскажите о нем подробнее.

Есть стационарные столовые для бедных, а там, где нет возможности организовать постоянное место для питания, оно организовывается  у сестер в монастыре или волонтеры «Каритас» выезжают туда, где собираются бездомные. Такие столовые обычно организовываются в зимний период и называются «Кухня на колесах». Наиболее активно они действуют в Гродненской епархии.

- Очень хороший проект! А планируете ли вы создать также проект для матерей, ожидающих ребенка, или проект в защиту нерожденных детей?

- В Гродненской епархии сейчас строится Дом одинокой матери. Если его удастся построить, то, думаю, будет налажено сотрудничество между ним и «Каритас». Как показывает практика, одному человеку и одной организации трудно реализовать свои замыслы. Мы должны сотрудничать. Считаю, что наиболее плодотворным было бы, чтобы этим занимались монахини, поскольку эта деятельность наиболее подходит их харизме.

- Какие планы развития «Каритас» имеет на ближайшие годы?

- Главное задание Национального «Каритас» - организация и помощь в различных образовательных встречах, в формации сотрудников и волонтеров, так, во-первых, мы понимаем, что время очень быстро меняется и мы не можем надеяться на то, что знаем сейчас. Всегда нужно знать вперед. Во-вторых, я считаю, что у нас не хватает знаний на уровне приходских «Каритас». Наше задание - проводить различные образовательные встречи не только на уровне директоров или заместителей директоров, но выйти дальше и глубже включить в дело священников, сестер и волонтеров в приходах, так как, если там будет повышаться уровень харитативной деятельности, тогда можно будет сказать, что «Каритас» развивается и действительно имеет будущее.

- «Каритас» - организация, которая помогает людям в нужде. Что, на Ваш взгляд, сейчас наиболее нужно людям?

- Наиболее нужно осознание, что их жизнь не заканчивается, если что-то утрачивается. Надо просто взять себя в руки и заставить стать на ноги. И это возможно. Говорю это не только как директор «Каритас», но как человек, который в определенный момент оказался на пороге настоящей бедности.

В течение долгих лет все было хорошо, но, когда не стало отца в семье, осталось или опустить руки, или делать так, как моя мать: она не боялась пойти к соседке и одолжить то, что нужно, чтобы накормить своих детей. Поэтому я считаю, что каждый, если возьмет себя в руки, сможет помочь себе сам.

Можно попасть на самое дно и потерять действительно все, но знаю много людей, которые даже в такой ситуации умели встать и отстроить свою жизнь. И очень здорово отстраивали! Я видел людей, потерявших семью, дом, попали в тюрьму, вышли через несколько лет, и у них в руках была только маленькая сумка с простыми вещами, пару копеек, и на этом все. Но люди находили работу, конечно, не все, но те, кто более сильный духовно.

Рассчитывать на помощь других - значит рассчитывать на их добрые сердца, но нужно и самому что-то думать. В большом количестве бедных семей их бедность - результат их бездействия! Часто здоровые люди, которые могут работать и действительно что-то сделать, не в состоянии сделать самых простых вещей дома. Даже убрать, а это уже начало! Если я не могу навести порядок в своем собственной комнате или на кухне, то что я могу сделать в своей жизни? Поэтому людям нужно в первую очередь осознание, что каждый имеет возможность что-то сделать. Нет понятия: «У меня такая судьба!». Моя судьба в моих руках, насколько я доверюсь Богу. Бог благословляет каждого, кто работает, не покладая рук.

- А оказывается в «Каритас» психологическая помощь?

- Постоянной психологической помощи нет, но каждый директор - это священник, а каждый священник - это в определенном смысле психолог!

И к каждому епархиальному директору приходит очень много людей не для того, чтобы им только дали деньги, ведь иногда после разговора люди понимают, что и деньги им не нужны.

Однажды ко мне пришла женщина, у которой ребенок заболел раком. И она попросила: «Позвольте мне только все Вам рассказать». Она рассказывала, может, полтора часа. Я спросил, чем я могу помочь. Она ответила: «Знаете, вы уже мне помогли. У нас достаточно денег, но эти деньги не вылечат нашего ребенка. А очень трудно, если даже некому выплакаться».

Иногда люди имеют финансовые средства, но им нужна духовная и молитвенная поддержка. То, что может сделать священник, не окажет ни один психолог! Это не только дело «Каритас», но дело пастырской деятельности всей Церкви.

- «Каритас» - организация милосердия. В Церкви уже заканчивается Год Милосердия. Что Вы пожелаете верующим на завершение этого года?

- Понять, что значит милосердие. Это милое сердце! Поэтому пожелаю, чтобы каждый смог понять, что значит иметь милое сердце. Надо всегда учиться быть теплой улыбкой для других, так как помощь начинается не тогда, когда к нам пришли за деньгами, а тогда, когда есть улыбка и доброта сердца. Если ты заметишь старушку, которая тянет большую сумку, а ты, молодой, проходишь сбоку, хотя можешь спросить, нужна ли помощь, то хороший ты? Это простые вещи, но в них проявляется настоящее милосердие.

Милосердие - это когда я что-то делаю по доброй воле, даже в случайных ситуациях, когда просто вижу, что человеку нужна помощь. Иногда, когда садишься в автобус и видишь расстроенное лицо, достаточно сказать несколько добрых слов. Кажется, что ты не сделал ничего необычного, а человек уже улыбается. Поэтому я считаю, что задание каждого - действительно иметь милое сердце.

- Спасибо большое за беседу! Плодов в работе и Божьего благословения!

Разговаривала Марина Валасар.

Напечатано в «Ave Maria» № 12 (261) 2016.

ave-maria.bу

Хочу помочь

Хочу стать волонтером

Прошу помочь